RSS

Ислам в Таджикистане: традиционный или радикальный?

16 Авг

149080_pic1Вера в Бога — спасение Души Таджики всегда были богобоязненным народом. Еще при советской власти в отдаленных горных районах, несмотря на все запреты, существовали медресе, в которых обучали молодых людей, соблюдались исламские обряды и традиции. Во время гражданской войны на территорию республики проникли исламисты, которые пытались изменить культуру традиционного ислама, издавна исповедавшегося на территории Таджикистана, предлагая взамен терпимости и уважения более агрессивное религиозное поведение. Народ его не принял, и «борцам за чистый ислам» пришлось уйти ни с чем. Однако разруха, последовавшая за гражданской войной, продолжила дело исламистов. Граждане страны, потеряв работу, жилье, а многие – и своих близких людей, потеряли также и доверие к правительству и обратились лицом к Всевышнему. 

В первые годы после войны в стране резко увеличилось количество мечетей. В некоторых кишлаках их количество достигало трех-четырех на 500 человек населения. Начиная с этого времени, Таджикистан наводнила литература религиозного характера, в которой призывалось соблюдать каноны шариата. В городах и районах по домам стали ходить люди в поношенных чапанах, называвшие себя «муллами» и предлагавшие «дуо» (благословение). Причем, за каждое «дуо», требовали определенной платы, а в ответ на предложенные продукты и вещи говорили, что им нужны деньги «на строительство мечети».
Сейчас на таджикских рынках нередко можно встретить места продажи религиозной литературы, причем, зачастую представляющей ложные сведения об истинных исламских ценностях. Как отметил в приватной беседе имам-хатиб одной из столичных мечетей, народ нередко ввергают в заблуждение муллы, неизвестно где и как получившие духовное образование. «Главное, что все их силы направлены на подрыв государственной власти, — считает он. – Не секрет, что многие районы, особенно приграничные с Афганистаном, живут за чертой бедности. Вот именно их и обрабатывают пришлые священнослужители».

По словам имам-хатиба, в его мечеть часто приходят молодые люди, которые просят разъяснить, где правда, а где обман. «Они проповедуют среди молодежи, но проповедуют не истинный Ислам, а учение войны, в их речах нет ни слова о добре и терпении к ближнему. А ведь в Коране сказано: «И тех, и других – всех Мы наделяем благами из даров Господа твоего, и дары твоего Господа беспредельны».
Несомненно, религиозное влияние в Таджикистане сейчас очень заметно, особенно среди молодежи. Если раньше, буквально два-три года назад, молодежь интересовалась компьютерами и мобильными телефонами, то теперь большинство «ушло» в религию. Зачастую молодых ребят не слишком интересуют религиозные вопросы, но пресловутое восточное «соседское мнение» гонит их в мечеть.
Махмуду 19 лет. Живет он неподалеку от центральной мечети Душанбе. Каждый день он ходит в мечеть, но не по своей воле. «Приходится ходить, — говорит Махмуд. – Наши соседи ходят туда и постоянно спрашивают моего отца, который тоже посещает мечеть, почему я не хожу. Несколько раз женщины-соседки говорили моей матери, что она неправильно воспитывает меня, не заставляет ходить в мечеть и читать намаз. Чтобы избавить своих родителей от таких разговоров, я вынужден ходить в мечеть. Теперь они обсуждают мою младшую сестренку. Она учится в седьмом классе и каждый раз, когда она надевает брюки или короткую юбку, к моей матери бегут соседки с причитаниями, что сестренка начинает развращаться».
В том, что в Таджикистане молодежь все больше интересуется исламом, опасности нет. Чем больше человек будет знать из первоисточников о предмете, тем меньше шансов у недоучек и шарлатанов задурить ему голову. Но главное, чтобы это знание шло от образованных священнослужителей, а не доморощенных мул, которые вместо толерантности к убеждениям других людей, чему учит истинный ислам, навязывают нетерпимость ко всему тому, что не соответствует их представлениям о «правильном» поведении.

«Кто не держит Рузу – не мусульманин»
Третий день с начала священного месяца Рамазан. Мусульмане держат пост – Рузу, и в течение дня не принимают никакой пищи и питья. Семь часов вечера, на улице пустынно. Но спустя несколько минут улица оживает. Мужчины, парни и совсем еще мальчишки возвращаются из мечети, с вечернего намаза, домой – Рузу открывать. Большинство из них – это молодежь от 19 до 22-23 лет. Останавливаю идущего навстречу мальчика, держащего в руках молельный коврик. Начинаю расспрашивать, кто он и откуда идет. Оказалось, что зовут его Шухрат, ему 11 лет, учится в 4 классе. Возвращается из мечети, где наряду со взрослыми читал намаз, также держит Рузу. На вопрос, для чего он постится, Шухрат ответил, что так надо. Вокруг нас уже собралась небольшая толпа из молодых парней не старше 20 лет. Послышались неодобрительные голоса. Ко мне подошел крепкий и высокий парень, назвавшийся братом Шухрата. Грубо спросив меня, кто я такой, он сказал, что «каждый мусульманин должен держать Рузу во время Рамазана, а тот, кто не держит – не мусульманин». В ответ на мой недоуменный вопрос, зачем нужно держать Рузу ребенку, которому еще расти, и расти, он ответил, что «так надо, потому что он мусульманин. И он вырастит хорошим человеком, без грехов». Узнав, что я не соблюдаю поста, меня сразу назвали неверным. Хорошо еще, что от этих «поборников ислама» я ушел спокойно, без драки…
Следует отметить, что нынешняя молодежь воспринимает установки религиозных деятелей как должное. Хотя не понимает истинную суть многих вещей. Так, на вопрос, для чего держат пост в месяц Рамазан, мой сосед по этажу, парень 21 года, ответил, что «так повелел Аллах, и нужно соблюдать волю его – кто продержит пост, тому простятся все грехи». А после наступления заката и разговения он довольно часто ездил в одно их «злачных» мест в Душанбе, чтобы… «снять» девочку! Кстати, поговорив с девушками лёгкого поведения, я выяснил, что во время Рузы количество клиентов у них почти не уменьшилось.

Жизнь по шариату
Шуроабадский район Хатлонской области Таджикистана. В июле-августе это практически безжизненная пустыня без воды, зелени и тени. Шуроабад является одним из самых бедных районов Таджикистана. Проезжая по его территории, не можешь понять, как здесь живут люди.
Пограничники называют этот район «трудным» в плане охраны границы. Изрезанная местность, труднодоступные участки гор и относительно спокойное течение Пянджа делает эти места удобными для незаконного пересечения границы и переноса контрабандного товара.
В одном из кишлаков, расположенном около Пянджа, живет большая семья 63-летнего Ходжи Музафара. Семья Ходжи Музафара живет по шариату. Свою позицию он объясняет просто: так жили его предки, и так должен жить он. У Ходжи Музафара три жены – одной 64 года, второй 57 и третьей 21 год. Кстати, младшая жена у него ходит не просто в хиджабе, а в парандже, «чтобы мужчинам из семьи не показывать, а то мало ли…». Начинается день с утреннего намаза, им же и завершается. Из женщин в доме только старшая, Наргиз-хола, имеет право выходить за пределы дома одна.
Ходжи Музафар считает такую жизнь правильной. «Нынешняя молодежь очень развратна, особенно женщины. Носят брюки, одевают короткую одежду. А это – позор, причем, позор не только для них и их семей, но и для всей нашей нации. Если ты живешь в Таджикистане, ты должен верить в Аллаха и следовать законам шариата», — говорит он.
Напомнив ему про существующее правительство и светский строй государства, в ответ я получил откровенную усмешку. «Это у вас там, в городе, есть конституция, а здесь у нас своя конституция – это шариат», — самодовольно заявил Ходжи Музафар.
В последнее время подобные заявления звучат все чаще. Получая от государства за свой труд гроши и не видя улучшения своего благосостояния, люди перестают доверять правительству и ищут спасения в религии.

Ислам в современном Таджикистане В сегодняшнем Таджикистане ислам закрепил свои позиции не только на бытовом, но и на политическом уровне. В стране легально действует религиозная политическая сила – Партия Исламского возрождения. Есть и запрещенные религиозные партии, такие как «Хизб-ут-Тахрир», либо движения, вызывающие недоверия, такое как «Салафия». За участие в её деятельности во многих странах сажают в тюрьмы, но это не уменьшает количества её сторонников.
По сути, интерес к религиозным партиям, как легальным, так и подпольным, не случаен. Партия Исламского возрождения – легальная, и её сторонников по Таджикистану очень много. Народ сейчас имеет претензии к светскому режиму, и многие возлагают надежды на исламское государство, как строй, который решит все проблемы общества. А проблемы эти общеизвестны – социальная несправедливость, массовая безработица, нищета. На данный момент исламские лидеры выбрали правильную тактику. Они много работают на периферии, вербуют своих сторонников. Они заняли политику стороннего наблюдения, подмечая при этом любые огрехи правительства. У них есть программа максимум, и они верно и неуклонно движутся к намеченной цели. И, по всей вероятности, если низы захотят, а верхи уже не смогут, то у них есть шансы когда-то прийти к власти. Хотя Таджикистан – это регион, контролируемый и Россией, и США, которым не выгоден приход к власти исламистов. Сегодня всё зависит от правительства Таджикистана, которое не должно совершать ошибки.

Будем готовить тюбетейки и хиджабы?
Сейчас во всем мире наблюдается возвращение к религиозным ценностям, можно сказать, что век секуляризма уходит, и народы обращаются к истокам. Достаточно посмотреть на возрождение православных традиций, храмов, монастырей. Или же можно в качестве примера взять Израиль. Репатрианты из бывшего СССР, воспитанные в духе атеизма, порой имеющие весьма отдаленное отношение к еврейской нации, приезжая туда и живя там, становятся ортодоксальными иудеями. Очевидно, что современный человек, человек 21-го века, не может жить без веры, без идеалов. Как ни парадоксально, наука, техника, цивилизация не отвечают на все вопросы и потребности современного человека.

Тенденция возвращения к духовным ценностям прослеживается и в Таджикистане. И не нужно этого бояться – радикальный ислам никогда не был в традиции у таджиков. История гражданской войны в республике показала, что лидеры исламской оппозиции в критический момент предпочли не союз с талибами и продолжение войны, а возвращение на родину и примирение со своими «светскими» братьями. Поэтому если радикальные настроения и начнут набирать здесь силу, то только из-за ошибочной политики властей или под влиянием извне. И такие крайние проявления ислама на бытовом уровне – тревожный сигнал властям, что что-то они делают не так.

 
4 комментария

Опубликовал на 16.08.2009 в Религия

 

Метки: , ,

4 responses to “Ислам в Таджикистане: традиционный или радикальный?

  1. Faizo

    11.01.2011 at 9:00 пп

    в общем имейте ввиду что ислам это истина и смысл жизни так что не глупите

     
  2. Rill

    14.04.2010 at 4:56 дп

    Автору +сто 500. Народ поактивнее высказывайте свое мнение ) Поспорить нескем(

     
  3. Sybirrass

    12.04.2010 at 5:53 пп

    По моему мнению Вы ошибаетесь

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: