RSS

КЛАДБИЩЕ – ЭТО МЕСТО, ГДЕ УМИРАЕТ СТАРОЕ И ЗАРОЖДАЕТСЯ НОВОЕ

22 Ноя

Вечер весеннего дня, душанбинское православное кладбище. На аллеях тихо, лишь временами пробегают дети из близлежащих кишлаков, встречаются целующиеся парочки и можно встретить их, людей в черной или красной одежде, с иссиня-черными волосами, бледными лицами и подведенными черной тушью волосами. Готы. Нет, не потомки древних племен готов. Готика – субкультура, тяжелая, кажущаяся мрачной, но имеющая свой особый, неповторимый философский смысл. Появившаяся на рубеже 19 и 20 веков, в Таджикистане она появилась относительно недавно, два или три года назад.
Существует немало трактовок о современной готике – особая философия, презрение жизни, отрицание жизни и, даже, религия самоубийц, увлечение психически нездоровых молодых людей.
Да, в привычке людей, пугаться и отрицать всего непонятного нам. Что еще можно подумать, увидев человека сидящего на чужой могиле, смотрящего куда-то вдаль, одетого в черную одежду, нередко плачущего? Что можно подумать, если, заговорив с ним, вы еще в начале разговора услышите слова «смерть» и «жизнь»?

Светлане двадцать четыре года. Готикой она увлеклась, будучи на каникулах в Москве, когда ей было семнадцать лет.
«Не знаю почему, но меня как-то потянуло в тихое место, наверное сказалась шумная обстановка столицы,- рассказывает Светлана, — Мои родственники жили неподалеку от Новодевичьего кладбища. Ноги сами туда повели. Зайдя на кладбище, я испытала такое спокойствие! Сама обстановка, мрачная и торжественная, тишина оказывала такое классное действие. Я прошла в старую часть кладбища и там увидела девушку, которая сидела возле могилы. Признаюсь, меня поразила ее одежда – черные брюки, красный свитер в обтяжку и черный плащ. Лицо у нее было бледное, глаза были подведены густо черной тушью, такие же черные волосы. Невольно, но захотелось выглядеть так же, как и она. Мы разговорились, она рассказала о себе, рассказала мне о готике. Поначалу я не осознавала готику, как какую-то философию, мне нравилось просто выделяться из общей массы, своим прикидом, своей внешностью, тем что я хожу на кладбища. Много позже, я поняла суть готики. И честно говоря, меняться теперь не собираюсь».

КЛАДБИЩЕ – ЭТО МЕСТО, ГДЕ УМИРАЕТ СТАРОЕ И ЗАРОЖДАЕТСЯ НОВОЕ
Первая наша встреча с Светланой прошла в кафе, вторая – вечером на кладбище. Мы вместе неторопливо шли по его аллейкам и разговаривали. Честно говоря, с непривычки, царящая вокруг обстановка немного напрягала. Видать, сказались наставления мамы, которая говорила мне, что на кладбище просто так делать нечего. Постепенно темневшее небо, также играло свою роль в увеличении какой-то тревоги внутри. Однако моя собеседница вела абсолютно спокойно. Даже более того, на ее лице вырисовывалась какая-то радость и уверенность. Невольно подумалось – а не вампир ли она, затащивший меня сюда, чтобы кровь выпить? Отогнал эту глупую мысль, вспомнив, что первый раз мы встретились днем, а днем, как известно, вампиры должны, по идее, спать.
Кстати, Светлана отметила мою тревогу. «Ты какой-то беспокойный. Что, страшно, наверное? – спросила она,- Да ты не бойся, мертвые благоволят людям, если их не обижать и не бояться. Ведь когда-то и они жили, так же, как и мы, страдали, любили. А сейчас они спокойны».
Мы шли по аллеям, и она рассказывала мне о смысле жизни. Самое интересное, позже, в конце она сказала мне, чтобы я не брал в голову ее слова. «У каждого смысл жизни свой, а жить чужими идеями – просто существовать».

— Готика – что это? Увлечение, желание выделиться из общей толпы, протест против общества или что-то иное.
— Это философия. Простая жизненная философия. Люди не могут понять, почему нас так притягивает смерть. Поэтому многие нас и не любят. Могу сказать одно – готика, это не увлечение смертью. Мы не самоубийцы, хоть довольно часто и размышляем о суициде.
Понимаешь, основная идея Готики – что мир не односторонен, есть что-то, существующее параллельно с нами, а смерть – это порог в другой мир.

— Если это порог, то не проще ли чем бродить по кладбищу и размышлять об этом, просто пересечь его и все?
— Я же сказала – мы не эмо, не думаем о самоубийстве, как способе сменить жизнь. Честно говоря, мне становится противно, когда готов зачисляют в ранг психически страдающих самоубийц. Да, готика построена на депрессивном настроении, на тяжелых и гнетущих вещах, однако мы не стремимся наложить на себя руки. Пойми, что жизнь, это немаловажный этап, который также надо пройти. Смерть еще заслужить надо, а не лезть на халяву. Гот – это человек с тонкой душой и светлой аурой, который может перебороть многое.
И кстати, вопреки распространенному мнению, гот не обитает на кладбищах. Он такой же человек, как и все остальные, тоже может влюбиться, также зарабатывает себе на жизнь.

— Ты сказала, что истинный гот, обладает светлой аурой? Неужели готы – это экстрасенсы?
— Есть немного. Знаешь, находясь на кладбище, ты чувствуешь спокойствие, но здесь идет своя жизнь. Например, я могу понять, где похоронен самоубийца, проходя мимо его могилы, становится плохо, тяжело. Просто чувствуешь, что ему плохо, что он мучается. Здесь есть могила убитого ребенка, знаешь, я не люблю там проходить. Охватывает такая боль! Ты слышишь стоны и плач ребенка. Понимаешь, после смерти, люди не умирают!

Значит действительно, на кладбищах есть привидения?
— Вот тебе и яркий пример людской глупости! Нет привидений! Человек привык бояться, всего, что не может объяснить. Это не привидения, это люди, только существуют они немного по другому. А то, что они убивают живых людей… Нет, они наказывают за провинности, но убивать они не могут. И хватит говорить об этом. Я тебе не охотник за привидениями.

— Хорошо, забудем. Кстати, много ли готов в Таджикистане?
— По сравнению с нашими соседями, Кыргызстаном и Казахстаном, немного. Говорят, в Узбекистане есть довольно крупное сообщество готов, не знаю, там я не бывала. А вот в Алма-Ате мне довелось познакомиться с местными готами. Знаешь, они периодически проводят общие встречи, на которых может собраться до нескольких сот человек, мне даже говорили, что в целом их в Казахстане около двух тысяч. Про Россию я вообще молчу. Там просто мода началась на готику. Но вот истинных готов среди них, я уверена, намного меньше.
А в Таджикистане нас немного. Если по всей республике наберется хотя бы сто человек, уже хорошо. Кстати, есть много готов в Худжанде, есть один гот в Курган-тюбе, Николай. Он, можно сказать, один из первых готов вообще на постсоветском пространстве, ему уже сорок с небольшим, но он соблюдает все идеи готики. А в Душанбе их наберется где-то человек двадцать-двадцать пять. Нет, сейчас можно встретить молодых людей одетых как готы, многие о ней говорят, но могу сказать точно – большинство из них просто позеры. Каждому молодому человеку охота выглядеть несколько иначе, чем остальные. Раньше у нас все старались выглядеть как реперы, сейчас вот пошла мода на субкультуры – эмо, панки, рокеры, готы. Знаете, настоящий гот никогда не станет позировать, он будет жить как простой человек, но со своим внутренним миром. К примеру, много девушек хотят выглядеть в стиле готики, чтобы привлечь чье-то внимание, выглядеть сногсшибательно, не так как остальные. Оно и понятно, возраст такой, хочется выделяться. Однако от всего этого несет такой похабщиной! Настоящий гот не будет привлекать чье-то внимание, он по натуре одиночка! Его размышления протекают наедине с душой и окружающей обстановкой, а не на шумных дискотеках, в окружении толпы людей, которых ты привлекаешь своим внешним видом и считаешь это нормальным. Гот должен быть один, именно в одиночестве проявляется его сущность.

— А как же тогда шумные готические тусовки? К примеру, в Москве готы собираются вместе, организуют шумные вечеринки, смеются…
— Да, так и есть. Но учтите, что это собирается в основном молодежь от четырнадцати до двадцати лет, которым охота общения. Молодость берет свое. Но есть и, скажем так, умудренные опытом готы, которые предпочитают шумным тусовкам одиночество. И кстати, не будь подобных встреч, готика вряд ли получила бы такое распространение. Людям, увлеченным одними идеями, всегда приятно пообщаться друг с другом.

Не скучно ли тебе? Ведь ты по сути одна…
— Да, временами не хватает единомышленников. Хочется иногда поделиться мыслями, быть выслушанной. А ведь человек далекий от всего этого, не поймет…

Говорят, готы бывая на кладбищах, занимаются магией, пытаются вызвать дьявола?
— Ага, слышала я такое. Помню, был случай, когда я сидела возле могилы на старом кладбище, ко мне подошла женщина, уже в годах и спросила, могу ли вызвать дух ее умершего сына. Предлагала большие деньги, плакала. До нее не доходили мои слова, что я таким не занимаюсь, не действовали мои уговоры успокоиться, взять себя в руки. Я тогда встала и ушла, она сперва бежала за мной, потом остановилась и прокричала мне вслед проклятия, обозвав ведьмой…
Были случаи, когда я видела, как на могилах резали собак, черных куриц, душили котов. Мерзко это. Да, одно время я увлекалась магией, так же, как и каждая женщина, но поняла, что не стоит этого делать. Кладбище, не место для подобных экспериментов. Потом вам это все равно припомнится и отзовется, неважно с какой целью вы это делали. Здесь покоятся люди отстрадавшие свое, зачем их лишний раз беспокоить. Лучше просто придите и вспомните их, уберите их могилу.

— Ты веришь в Бога?

— Да, я православная христианка. Каждую неделю хожу в храм. Но веру не навязываю никому. Верить или нет – личное дело каждого.

— Существует ли обряд приема в готы? Я читал, что для этого нужно пролить своей крови на могиле, потом выпить вина, которое три дня пролежало в кладбищенской земле, заняться сексом на надгробной плите…
— Полнейшая чушь! Сейчас много чего напридумывали! Ну, сам подумай, как можно принять в готы, если человек должен до этого дойти сам, в своей душе, в своем разуме?! Остальное уже игра, для тех, кто не осознает истинную готику, кому попросту делать нечего!
Хорошо, насчет вина я согласна, но его можно употребить в любое время. А вот что касается секса на могильной плите… Спроси любого и тебе ответят – это отвратительно. Не знаю, кто это придумал, но это в корне неправильно.
Но, как ни странно, ты сейчас сам видел, сколько здесь гуляет парочек целующихся, по ночам их можно встретить и не только занятыми поцелуями… интересно, что это зачастую местные жители.

— Ты и по ночам здесь бываешь? Не страшно?
— Бывает. Нечасто, конечно. Ночью здесь особенная обстановка… А бояться здесь нужно только живых людей, иногда попадаются такие отморозки, как-то раз пытались изнасиловать меня. Удалось убежать. После этого долго не появлялась здесь.

— В милицию не пробовала обращаться?
— А ты представь, что я, русская девушка, захожу в милицию и говорю – меня пытались изнасиловать, ночью на кладбище. Какая бы у тебя реакция был? Здесь и моя оплошность есть, знала ведь, какие отморозки в тех краях живут, нет, пошла все равно.

— Кстати, я заметил, что среди готов, намного больше девушек, нежели парней. Это нормально?
— Просто от природы женщины больше предрасположены к размышлениям и более чувствительны. Они чувствуют на уровне подсознания, душой, более тонко, чем мужчины.

— А кто ты в обычной жизни?
— Странно, я что по твоему, живу как Мата Хари двумя жизнями? Она одна у меня. Просто, большинство меня знают, как Светлану, обычную девушку, работающей, как и все, немного скрытной, но все равно общительной.

— А как обстоят дела в личной жизни?
— Пока спокойно. Да я на этом и не зацикливаюсь, нет у меня стремления, найти себе богатого ухажера и выскочить за него замуж. Я и сама могу о себе побеспокоиться.

Идя к выходу, мы прошли мимо еврейского кладбища. Светлана указала мне на него: «Здесь лежат спокойные люди, их помнят, по сравнению с остальными».
Когда мы выходили с кладбища, на улицах уже зажгли огни. Признаюсь, выходил я оттуда с некоторым чувством облегчения – все-таки прогулки по темному кладбищу не для меня. И если я в начале боялся тех, кто лежит под землей, то в конце я боялся тех, кто шнырял по кладбищу. Нет, не восставших мертвецов, а молодых людей, которые занимались, чем хотели. Встретилась подвыпившая компания, неизвестно как попавшая на кладбище, видели и двух молодых людей, лет эдак 13-14, которые, несмотря на темноту и людей, деловито и старательно отдирали от оградки чьей-то могилы кусок арматуры.
«Да, здесь это не редкость»,- отметила Светлана. Вот тебе размышления о смерти и бытие человека, невольно подумалось мне.
Идя домой, я задумался – а для чего же существует человек? И что там, за порогом? Жизнь? Или смерть?
Почему-то мы не признаем того, что существует, но чего мы не понимаем и начинаем штамповать эти вещи, метками – «хорошо» и «неправильно». Возможно, это лежит в сущности человека, а возможно приобретено с возрастом, ведь человек в первую очередь боится за себя. И чтобы оберечь себя, человек занимается лишь делами которые ведут к насыщению его желудка и кошелька. Но есть что-то, что заставляет нас пугаться и одновременно притягивает к себе. И есть такие люди, готы, которые не бояться и дут к этому, пытаясь познать, познать и понять.

 
1 комментарий

Опубликовал на 22.11.2009 в Общество, Религия, Uncategorized

 

Метки: ,

One response to “КЛАДБИЩЕ – ЭТО МЕСТО, ГДЕ УМИРАЕТ СТАРОЕ И ЗАРОЖДАЕТСЯ НОВОЕ

  1. jorik13

    14.03.2010 at 5:14 пп

    зарождается на кладбище — болезнь!

     

Добавить комментарий

 
