RSS

Военное детство

22 Фев

Много лет прошло с тех пор, как началось, кому-то выгодное безумие, под названием гражданская война. Что это было? Зачем? Не известно до сих пор… Уже в осознанном возрасте, я начал читать и собирать информацию, для чего же была эта война и понял одно – правды не найти. На мой вопрос, участникам тех событий, я каждый раз получал разные ответы — кто-то говорит, что «устанавливалась демократия», кто-то – «избавляли страну от коммунистической и русской оккупации», а кто-то – «Аллах вел нас к новой жизни». Но из всего услышанного, для себя я принял лишь один ответ на вопрос – «Не старайся понять, это был идиотизм, а безумные поступки логике не поддаются».
Что я помню из прошедшего? Центральный переговорный пункт, где в то время, работала моя мама, шумы, крики и пальба с площади, где был разбит лагерь. Помню площадь, оцепленную милицией с темно-зелеными жестяными щитами, в касках и с дубинками. Сейчас таким снаряжением не пользуются, но тогда это прочно запало в память. Помню, дорогу – поначалу, были лишь торопливы шаги на работу и обратно и ощущение какого-то волнения в детском сердце. Потом к этому добавились окрики в нашу сторону, итог – вид матери, прижатой к стене, тремя вооруженными мужиками, бородатыми, кричащими на нее, оскорбляющими, за то, что она была в юбке, а не в платье и штанах. Помню, бегущую толпу, перед зданием КГБ, а позади все увеличивающиеся автоматные очереди. Когда мы добежали до «Ослиных ушей», откуда-то появился в автобус, в который каждый пытался залезть первым, сбежать от звуков стрельбы. Почему-то в этот момент, мне, тогда еще совсем ребенку захотелось быть храбрым, показать свою удаль. Оглянувшись, словно только что заметил, как люди умеют бояться. Заметил в воздухе летящий вертолет. «А мне не страшно!» — подумалось мне. Захотелось взять автомат и тоже пойти стрелять, показать какой я…
В то время мы еще жили на Гулистоне. Помню, как на улице, вдоль магазина раньше стояли скамейки, чуть позади была оградка желтого цвета. В один из дней, мать, тянув меня за руку, спешно пробиралась сквозь толпу, которая стояла и смотрела. Вышло так, что толпа оттеснила нас почти к краю и детскому взору открылась картина – четыре трупа, лица в запекшейся крови, рванная одежда, один почему-то босой. Неспешно прохаживающиеся люди в камуфляже, вооруженные, и, наверное, поэтому спокойно курившие. Почему-то в память врезалось не вид мертвецов, а одежда одного из куривших – светло-зеленый камуфляж и белые кроссовки на ногах…
Один из теплых дней весны, во дворе детвора, которая, не смотря на войну, веселилась светлым лучам солнца. В то время у нас во дворе жило много русских семей, мы все вместе дружно играли. Смех детей прервала автоматная очередь, за ней еще одна… Крики женщин, бегущие люди… Вижу, как от подъезда на площадку, за мной бежит мать, но по пути меня перехватывает соседский мальчишка, Андрей, и со мной на руках, бежит к ней на встречу, к подъезду. Вбежав внутрь, буквально за спиной раздались крики, топот бегущих ног, стрельба, еще и еще… После этого, на углу нашего дома, лежал труп убитого парнишки, лет 19… Соседи, звонившие в скорую и в милицию, так ничего и не добились. Возле тела, некоторое время, смеясь, ходили люди в спортивных костюмах, с автоматами в руках. Тело зачем-то пинали, таскали за ноги по улице… К вечеру они ушли… Ни милиции, ни скорой… Труп, прислонили с дереву, обмыли лицо… Утром его забрал какой-то старик, кажется отец… В памяти остались его сдавленные рыдания, доносящиеся в квартиру с улицы…
Многое было.… Не у меня одного. У тысяч людей – мирных жителей. У каждого своя история, но объединяет одно – боль, страх, злость, слезы.
Сейчас прошло много времени, раны закрылись, жизнь более или менее наладилась. Еще подростком, начав задавать вопросы, кому нужна была эта война, от взрослых я слышал в ответ – забудь, об этом нельзя говорить. Но сейчас, осмыслив, хотел бы сказать, на подобные слова – нет, нельзя забывать. Позор должен жить в памяти, дабы больше никогда такого не происходило. К сожалению, сейчас уже правды и не добиться, ибо для каждого она своя, но хотел бы спросить, тех, кто начал войну – за что нам, молодому поколению, тем, кто тогда были детьми, вы оставили в память о себе боль и унижения, слезы и страх, и страну, обескровленную, под названием – послевоенный Таджикистан?! Почему, кто-то, в угоду своей алчности и своим амбициям, развалил страну, рассорил всех, кто жил в ней, набил карманы деньгами, пропитал землю кровью и оставил все это расхлебывать детям? Почему вы превратили мнение людей в мире, знавших Таджикистан как некогда цветущую и гостеприимную страну, в нечто отрицательное, до сих пор отзывающихся о Таджикистане как о горячей точке, набитой героином и оружием?
Меня многие упрекают – Джамшед, ты слишком резко отзываешься о войне. Простите, а как мне иначе отзываться, когда мое детство и юность, подобно сотням тысяч других, было пропитано стрельбой и взрывами? Как мне еще отзываться о тех событиях, когда я видел, как умирают люди, когда я стоял с карточкой в очереди за хлебом, а на выходе, какие-то мужики просто отбирали его из рук у малолетнего мальчишки и пинком отбрасывали его в сторону? Когда на улицах, к нам, играющим, подкатывала какая-то орава и, спрашивая у моих русских друзей, почему они не уехали в Россию, оттаскивали меня в сторону и потом, орали на меня, почему я дружу с русскими и говорю на русском языке? Как мне относиться, когда по вечерам нельзя было включать свет, так как стреляли по окнам, поэтому и спали мы на полу, так было безопаснее?
Также, мне непонятен поток грязи, льющийся из-за границ страны, от тех, кто бежал от войны. Я не осуждаю их, есть предел людскому терпению, но я не могу понять, за что теперь они бичуют всю страну, всю нацию, за то, что им пришлось бежать. Они не пытаются разобраться, они не пытаются наказать виновных, они просто говорят – нас выгнали. Извините, это была война, братоубийственная. В ней гибли все, независимо от нации. А вот что лично вы сделали для того, чтобы хоть как-то попытаться прекратить эту бессмысленную резню? Чем вы помогли близким и людям окружающим вас, что сейчас, с чистой совестью, поливаете грязью целую страну, целую нацию,  бросаясь на всех, словно дикий пес, больной бешенством, брызгая воруг себя пеной изо рта?
Что осталось молодежи? Разваленная система образования, бедность, порванные отношения с республиками, некогда бывшими братскими, холодные, темные зимы, дикие цены, шикарные тонированные машины в городе и неграмотные, полуголодные женщины и дети на полях в селах, мужчины-то, все в миграции. Также привилось осознание того, что за свое счастье надо драться и что счастье это ныне выражается в денежном эквиваленте, не важно какой у тебя ум, важно кто у тебя знакомые и сколько имеют твои родители… Это ли то, чем стоит гордиться?
Война прошла – но война осталась. По прежнему люди делят себя по регионам, как в стране, так и за ее пределами. На собственном опыте пришлось убедиться, что таджикская диаспора в России самая недружественная. До сих пор, когда знакомятся с человеком, спрашивают, с какого он региона и зачастую именно это определяет отношение к нему.
Я не люблю заглядывать в прошлое. Историю нужно знать, но нужно уметь смотреть вперед, ибо прошлыми заслугами живет лишь трус, храбрец прокладывает дорогу в будущее. Но на сей раз, остановившись, хотел бы оглянуться и задать вопрос тем, кто начинал войну — а против кого вы боролись? И зачем? Вы победили? Или проиграли? Мучает ли вас совесть? И что вы можете сказать нынешнему поколению, за то что творили в прошлом? И кто вам дал право решать за нас, как нам жить дальше? 

 
3 комментария

Опубликовал на 22.02.2010 в Общество, Uncategorized

 

Метки:

3 responses to “Военное детство

  1. Мави

    21.02.2013 at 10:02 пп

    Даа.. Хорошо, красиво и правильно написано. Более чем. И чем больше читаю, тем больше понимаю, что кроме слов мы и сами ничего не делаем. Сейчас. В это время. Когда история может повториться. Хорошо нам сытым и упакованным, по заграницам, рассуждать о прошлом, о настоящем и о беспросветном будущем, и палец о палец при этом не ударять, чтобы предотвратить.. Оставаясь «героями» в виртуальном мире и изгоями в реальной жизни. И убегать и прятаться, по блогам, по своим квартирам, по углам. Правильно, так легче. Так спокойнее.. И это наш выбор.
    Какое право тогда мы имеем судить тех, кто в прошлом также прятался по углам и боялся. Или не мог. Или не хотел. Другие же решат это за нас.. Обычное слово — трУсы. Мы все. Без исключения.
    И даже возмущаться лень..

     
  2. Umed

    28.06.2012 at 11:35 дп

    Мне, наверное, повезло, я трупов не видел. Видел палатки на площади и толпы народу, видел вооруженных бородачей, расхаживающих по улицам будто это их собственность и это навсегда (быдло, живущее одним днем). Помню как меня самого называли «урус-пури гус» в школе за то, что я говорил по-русски и дружил с русскими ребятами, да и весь наш русскоязычный класс так называли.
    Но еще я помню из рассказов родителей, что в 16-ти этажке на Цирке, нам выделили 5-ти комнатную квартиру, так как отец был там главным прорабом, а когда отец пошел туда с ключами и они не подошли к замку, дверь открыл старик, за спиной которого два парня (его сыновья) стояли с оружием и сказали, передернув затвор Калашникова, «хочешь жить, забудь про эту квартиру» и моему отцу, инженеру-строителю с высшим образованием, который только хотел лучших условий для своей семьи, пришлось развернуться и уйти.
    Правда, потом один из этих парней пропал без вести, а второго нашли в этой квартире мертвым спустя несколько дней или недель (соседи из-за трупной вони вызвали милицию) и старик тот, как-то встретив моего отца на улице, долго просил прощения.
    Помню как, когда ездили к дедушке с бабушкой в Ордженикидзеабад (ныне Вахдат), наш автобус останавливали и выводили всех мужчин и тоже пугали.
    Нельзя забывать, но и при любом своем промахе, говорить «зато войны нет» тоже не стоит.
    И жить одним днем, вспоминая только былые «заслуги» — бесперспективная затея!

     
  3. Ума

    01.05.2010 at 12:29 дп

    всего на год старше меня а столько всего помнишь из тех событий….
    военное детство да было такое…когда не удивляешься что дома лежит автомат на случай самообороны…не удивляешься что по дорогам чаще едут БТР чем легковые автомашины…уже не приходили в дикий ужас от фраз что бандиты ворвались в чей то дом и убили хозяев…и на их телах на считали 40 ножевых ранений…это мы были детьми и не понимали всей ситуации полностью…а какой ужас пережили наши родители! развал союза, неразбериха в стране, война, послевоенные годы…

     

Добавить комментарий

 
