RSS

МММ по-таджикски или «Давайте скинемся на Сарез?»

19 Июн

Автор: Авестиец и Mos-Lero Не так давно, на страницах весьма уважаемого мной новостного портала «Азия-Плюс», вышло очередной творение выдающегося политолога современного Таджикистана — Абдугани Мамадазимова. С полный текстом можно ознакомиться здесь, а мы пока устроим «разбор полета» политологической гениальной мысли, а заодно получим ценный урок, как следует увязывать малосочетаемые темы воедино. А чтобы не путаться, пройдемся по пунктам (процитировано частично).

  «Таджикская интеллигенция, забыв о своей региональной принадлежности, должна предложить руководству страны новые пути и механизмы национальной консолидации…»

Хорошее начало, вполне солидарен, о региональной принадлежности уже давно пора забыть, да все никак.

«Наше мировоззрение, сформированное еще идеями марксизма-ленинизма, где общественно-политическая формация должна развиваться по нарастающей, никак не может смириться с нынешним неоднозначным положением национального развития родного таджикского народа»

Пардон, но хотел бы поправить — не «НАШЕ», а «ВАШЕ». МОЕ мировоззрение в корне отличается от ВАШЕГО и тем более даже близко не знакомо с идеями марксизма-ленинизма. А вот о национальном развитии – о каком именно развитии вы говорите? О развитии национальных ценностей? О развитии таджиков, как единой целостной нации? О развитии таджикских ценностей?

«Если рассматривать историю таджикского народа через призму марксизма (формационный подход), то наш народ комфортно жил в условиях первобытного (эпоха легендарных Пешдодидов и Кейянидов), рабовладельческого строя (эпоха Парфян, Кушан) и при феодальном обществе (государства Саманидов и Тимуридов и т.д.)»

Ух-х, вот он крутой поворот! Заметили интересный момент? Политолог XXI века, живущий в демократическом государстве, отмечает, что в период рабовладения мы жили в разы лучше! Интересно, это относится к рабам или рабовладельцам?

Вызывает также легкое удивление перечисление исторических эпох и царств – какие таджики в первобытном обществе или в Кушанском царстве?! Что касается государства Саманидов, то да, можно отметить, что это было фактически первое «золотое» становление таджиков, как народа имеющего свое государство. Только вот упомянутое тут-же государство Темуридов – не более чем позорный момент упадка таджикской национальной государственности, возникшего из-за того, что верхушка, погрязнув во внутренних распрях, попросту сдала свой народ другим. Что в этом комфортного с точки зрения национального развития, позвольте полюбопытствовать?

«…А капитализм (Бухарский эмират в условиях протектората России), а также социализм (ТадАССР и ТадССР в составе СССР) привели нас в основном к лишениям и потерям»

Ух-х, еще раз! Как говорится – получай фашист гранату! Теперь улавливаете, кто главный виноватый в «лишениях и потерях»? А то, что еще задолго до этого таджики фактически были отстранены от власти тюркскими племенами – роли не играет, по-видимому. Я уже молчу, что благодаря нахождению в составе СССР, страна получила ОТДЕЛЬНОЕ государство и мощный толчок в развитии, в экономической и культурной сферах. Или не в период СССР, малочисленные городки на юге Таджикистана обросли населением и инфраструктурой (которая, кстати, была фактически уничтожена во время «национального становления» в 90-е годы)? Да и тот факт, что уважаемый политолог живет не в саманной мазанке и наверняка в удобном доме со светом и водой, построенном в советские годы, да пишет в газету и на сайт, а не с трудом покупает одну-две тетрадочки – говорит о многом.

Да, отдельные ретивые патриоты (и это их право) могут возразить – мы потеряли много территорий, а главное – Бухару и Самарканд! Но позвольте полюбопытствовать – если бы жители этих городов хотели в Таджикистан, жили бы они, как сейчас, молча и спокойно или все-таки подняли хоть какую-то компанию по «возращению в историческое лоно»?

«Если рассматривать национальную историю через призму цивилизационного подхода, то мы относительно комфортно жили в зороастризме и исламе, а большевизм, или атеизм, опирающийся на материальный фетишизм, забрал не только весь запас мудрости гармоничной жизни общества, но и традиционный (городской) образ жизни таджикского народа»

Гм-м-м… А здесь нестыковка интересная — в зороастризме жили наши предки, ираноязычные (и не только) племена и народности. А вот о таджиках упоминания появились лишь с приходом арабских завоевателей, как основных распространителей Ислама в Средней Азии. Получается, мы жили хорошо – а потом это «хорошо» своими руками сменили на другое хорошее? А упоминания летописцев о жестких насаждениях новой идеи со стороны арабов и фактически уничтожение зороастризма – это тоже «хороший» период?

И весьма интересно – какой-такой городской образ жизни? Сдается мне, что городской образ жизни мы начали терять в 90-2000 гг., когда во дворах начали появляться коптящие тандыры, на балконах третьих этажей начали держать баранов, заранее купленных для Курбана, на городских мусорках начали появляться пасущиеся коровы, дворы домов медленно начали превращаться в узкие улочки аула, в ответ на замечание соседям, что их дети ссут в подъезде, раздается – «А тебе что? Ты же не в подъезде живешь», а в некоторых, особо «продвинутых новых горожан» снимались унитазы, т.к. «неудобно ходить, садиться на унитаз — харам».

  «Наш народ, за более чем два тысячелетия образцовой городской жизни заслуженно выступающий как интеллектуальное лицо Центральной Азии (сердце Евразии), сегодня загнан в горные ущелья. Если во время античного исследователя Страбона, который описывал Бактрию как «государство, имеющее тысячи городов» (II век до н.э.), наши предки имели такое количество городов только в одном из крупных регионов заселения, которых было более семи, то сегодня мы имеем в совокупности всего-навсего менее 10 предгорных городов (с периферийным статусом). К моменту приобретения национального суверенитета таджикский народ в основном проживал в нескольких городах, которые всегда играли второстепенные роли, оставаясь на периферийном положении, в горных долинах и ущельях, связи между которыми практически не было».

Мне одному, кажется, что здесь идет эдакий «плачь времен и народов» империалистического толка? И далее – уважаемый политолог весьма интересно, но не оригинально, играет поэтическим языком Страбона, человека великого, но писавшего лишь со слов путешественников, тем самым выдавая правду за действительность. Какие тысячи городов? Или каждое поселение – это город? И почему « к моменту приобретения национального суверенитета» таджикский народ проживал на периферии? А в древней Бактрии таджики (хотя как таковых нас еще не было) все жили в центральных городах и вся страбоновско-мамадазимовская тысяча – были сугубо центрами? Или уважаемый политолог имеет ввиду Самарканд и Бухару? Так вроде там и до сих пор живут этнические таджики, или автор к таджикам относит лишь то, что входит в непосредственное управление под таджикское управление, а живущих людей в расчет не принимает? Непонятно, но весьма возвышенно.

«Город Душанбе — столица — не имел общепризнанного авторитета не только в масштабе всей страны, но даже город Хисор, некогда центр местного бекства, смотрел на него – свое бывшее село – свысока. Переход от городского к горскому образу жизни, несомненно, не только привел к большим потерям культурологического плана, но и актуализировал вопросы национального выживания»

А это вообще интересно – Канберру не знал никто, но Сидней и Мельбурн при этом не вымерли и не стали культурно отсталыми. Вашингтон вырос на пустом месте. Но от этого ни Филадельфия, ни Нью-Йорк ничуть не потеряли свою самобытность. А американцы не превратились в китайцев. Пример соседский – Казахстан. Перенос столицы из общеизвестной Алма-Аты в Астану (изначально — Акмала) ничуть не отразился на развитии казахского общества, в том числе и национальной культуры.  В конце концов — новую жизнь строят на новом месте, а не пытаются поднять руины.

А вот что значит фраза «национальное выживание» и как это связано с Гиссаром – непонятно… Или. В историческом контексте, место проживания местного царька гораздо ценнее, чем место жительство простых дехкан?

«Данное состояние можно характеризовать как эффект «сжатой пружины». В последние двести лет мы потеряли многочисленные древние города и цветущие долины, и сегодня мы находимся в положении геостратегической и геокультурной изолированности, оставаясь один на один против горных хребтов, высотой более трех тысяч метров»

А вот здесь маленькая поправка: потеряли ВЫ, мое поколение еще приобрести то ничего не успело. Мы родились на стыке двух эпох, когда за нас «интеллигенция» решала, как нам жить.  Радует, что у нас все время еще впереди…

И кстати, как отметил один из комментаторов на сайте АП – «Попрошу перечень потерянных за 200 лет многочисленных городов в студию! Попрошу перечень потерянных за 200 лет цветущих долин в студию!» Присоединюсь. Мне тоже интересно. Огласите весь список, пожалуйста.

А насчет зажатости между горными хребтами – кому как, но сдается мне, что уважаемый автор если не прибедняется, то воистину не понимает истинного шанса для развития, без стенаний по поводу «геостратегической и геокультурной изолированности». Гидроэнергетику оставлю на время в стороне, но второй, не менее важный и реально эффективный фактор для национального развития – туризм. Что мешает стать нам маленькой азиатской Швейцарией, без стенаний о прошлом? Правильно, слишком частое упоминание былого прошлого, попытка возложить свои проблемы на других, даже не пытаясь их решить, постоянные поиски виноватых при отсутствии всякого желания взглянуть на все со стороны, а также тотальное местничество, жадность и коррупция.

«Но есть ли выход из создавшегося положения? Как можно «распрямить пружину»? Выходов несколько: Самый пессимистичный (условно «соперничество внутри сжатой, начинающей ржаветь  пружины») — из-за потери общепризнанных городских центров каждый нынешний периферийный регион будет и дальше бороться за политико-культурное доминирование, в результате чего будет разжигаться не только местничество, но и неприязнь между регионами горного Таджикистана. Интеллигенция будет оставаться горской, по сути региональной, в основном воспевая не родной единый, неделимый Таджикистан, а свой горный край или предгорную долину, или, еще хуже, потерянный рай (Бухару и Самарканд».

В этом и вся проблема таджикской интеллигенции, распрямить, выпрямить. Хотя проще и эффективнее развернуть пружину в нужном направлении, а потом выстрелить, чтобы бездельникам досталось и коррупционеров догнало.

Но в целом идея весьма и весьма здравая. Вот только очередная нестыковка: автор не далее как выше по тексту, негласно сам стенал по поводу «многочисленных утраченных городов». Весьма наглядный пример интеллигентного самоистязания – сам опечалился, сам себя и пожурил?  Странно… И почему речь вновь идет лишь об интеллигенции? Или воспевание края или страны автомат причисляет тебя к интеллигенции? А работа на полях, во имя Таджикистана и твоей семьи, которая живет в нем – это не столь почетно как воспевание?

«Яркий пример живучести местничества: когда в том или ином городе и районе проводятся общенациональные государственные праздники или исторические юбилеи, среди местного сообщества усиливаются дискуссии о скорейшем их преобразовании в новую область страны (Истаравшан, Куляб, Рашт, Нурабад, в ближайшей перспективе Хисор и Дарваз)»

Яркий пример живучести местничества, наши раздолбанные и очень дорогие (не нашему сердцу, а кошельку) дороги. Проезд Худжанд – Душанбе — Худжанд 350-450 сомони на автомобиле. Невозможность общения одних регионов с другими приводит к их добровольной самоизоляции, и, следовательно, возведению в культ собственной, местной культуры. «Ты из региона, ты круче всех!» – формула старая, но срабатывает.  Интеллигенция по этим дорогам, кстати, тоже раскатывает.

А вообще же, я всегда считал, что яркий пример живучести местничества – это когда при знакомстве, после упоминания имен, тебя первым делом спрашивают – «Ай кчои ту?» — «Откуда ты?» (орфография и стиль при написании на таджикском сохранены в оригинале).  И причем это повсеместно.

Или яркий пример – приехал кто с региона и давай ставить своих везде и всяк, главное чтобы зарплата шла, а родня и соседи по кишлаку говорили – «Вай, ин мужики зурай!» («Настоящий мужик»). Но при этом такой момент, как профессионализм, зачастую отходит на задний план. Это также местничество.

А празднование того или иного региона и сопутствующие обсуждения в обществе (в каком, если не секрет? Не слыхал…) – это нормально явление. Даже на «Островке демократии» отдельные регионы нередко требуют отделения их в самостоятельный штат. И поверьте, простому человеку до лампочки, будет ли его город преобразован в область. Разве что милиции станет больше, да коммунальные платежи подорожают.

«Средний путь (условно «консенсус вокруг столицы»). Данный путь реализуется политическим руководством страны…»

Завязка на одном крупном городе – это смертоубийство прочих регионов, доказано на примере Москвы.

«Перспективный путь («разжатие пружины»).. — … В данном случае таджикская интеллигенция (хотя бы ее часть, занятая поиском национальной идеи), забыв о своей региональной принадлежности, должна предложить руководству страны новые пути и механизмы национальной консолидации»

Так вот в чем сермяжная правда? Звучит как – «Закончив один Рогун и расплатившись очередным куском земли, мы должны взяться за очередную вундервафлю». Как-то эта самая интеллигенция успешно разожгла гражданскую войну, получив свыше 200 тысяч убитых, позже с трудом ее остановив, утихомирив лишь при помощи посторонних лиц. Далее, попытались объединить народ при помощи различных шествий, парадов, празднований дат и т.д. В результате я, тогда еще школьник и студент, как сотни тысяч других, месяцами вынужден был в жару маршировать по четыре часа на стадионах, а «интеллигенты», в уютных кабинетах, думали об «очередной попытке консолидации». Когда-то такие же «интеллигенты» решили скинуться на Рогун – и народ буквально поставили на акционный «счетчик».  Да, давайте придумаем еще что-нибудь, я уже не против…

«Таджикский народ, получивший суверенитет, будучи закрытым в горных ущельях, не только лихорадочно ищет путь, соединяющий долины, но и пытается преодолеть историко-политический прессинг, продолжающийся со дня разрушения Мургабской плотины Мерва…»

Очередной кивок в сторону нашего соседа. Ну а куда без него, таджико-узбекских, зачастую параноидальных, выпадов и реплик в наше время более чем предостаточно. Радует одно – народ мало обращает на такие вещи и как жил спокойно – так и продолжает жить, не забывая, что вместе эти два народа бок о бок существует уже не один век.

«Но сегодня история дает нам второй шанс. Он связан с водой из одноименной высокогорной речки Мургаб (точнее, из озера Сарез Горного Бадахшана, с его естественной плотиной, запрудившей реку)»

Ух-х, в третий раз! Не знали жители кишлака Усой, что их смерть была не напрасной!

«…теперь мы имеем полное моральное право продавать свое «национальное достояние.Но здесь мы сталкиваемся с парадоксом. До сегодняшнего дня нас пугали, что прорыв Сарезского озера будет иметь колоссальные разрушительные  последствия, теперь мы обезопасим себя и ближайших соседей от «лишней» воды»

А в чем парадокс-то? Для автора стало открытием, что проекты, по понижению уровня воды Сареза и ее использования, выдвигались и разрабатывались еще при СССР, в 30-х годах? Данной проблемой озаботились весьма давно, только вот изначально ее рассматривали как ликвидацию угрозы для населения, а не объект для заколачивания денег в бюджет страны и карманы отдельных личностей.

  «В этом вопросе лучше было бы еще раз изучить предложение всемирно известного нашего академика Собита Негматуллаева, предложившего построить на Сарезе гидроузел. А от одного из водоотводных туннелей этого гидроузла можно будет протянуть трубопровод»

Со всем уважением к господину Негматуллаеву (а он действительно выдающийся ученый-сейсмолог), но строительство ГЭС на Сарезе, без предварительных научно-изыскательных работ (а таковые в полном объеме проводились в 1986 году и, поверхностно, – в 2000-х годах) и без предварительных полноценных работ по понижению уровня воды и укрепления тела Усойского завала – это будет поступок, достойный камикадзе.

«Таджикский народ, как и другие оседлые иранские народы, тысячелетиями обладал навыками транспортировки водных ресурсов, используя для этого так называемые кяризы. Через кяризы (подземные трубы), изготовленные из обожженной глины, водные запасы, находящиеся вокруг крупных населенных пунктов, соединялись и направлялись в города. Протяженность некоторых кяризов достигала десятки километров»

Где кяризы – а где водоотводные туннели, рассчитанные на сбросы несколько сотен кубометров воды в секунду?

  «Однако новый проект не имеет аналогов в мире, так как до сих пор никто не спроектировал и не реализовал такой крупногабаритный водопровод, протяженностью более полутора тысяч километров. Материализация, точнее коммерциализация, стоимости такого большого количества воды, поставляемого трубопроводом, несомненно, приведет к переходу от романтического к жестко прагматическому образу мышления традиционного таджика, которому будет легче адаптироваться в условиях глобализированного материализма»

Вот именно – не спроектировал и вряд ли возьмется, ибо идея безумна хотя бы потому, что в ней свалены в кучу строительство ГЭС в створе плотины и обеспечение безопасности на Сарезском озере. Уже несколько десятков лет не проводились тщательные сейсмологические исследования в районе озера, имеющиеся станции в долинах рек Лянгар, Мургаб и гидрометеорологическая станция Ирхт не дают полной картины сложившийся ситуации. А с учетом многочисленных угроз для вызова катастрофической ситуации (перелив воды через плотину, нависающие оползни на левом и правом берегу близ Усойского завала, нависающие близлежащие вершины, которые в случае падения, вызовут сильнейшую волну), строительство в таком месте, без предварительных работ может просто послужить своеобразным катализатором. В свое время мы не смогли решить проблему с обвалом на Байпазинской ГЭС (хотя проблема была известна), не раз возникали угрозы для Вахшской ГЭС из-за имеющегося оползня – а тут призыв к новой стройке, да еще и без учета имеющихся проблем. Причем ведь уже давно известно, что строительством одной плотины на Сарезе не обойдешься, необходимо строить целый каскад ГЭС. Боюсь не хватит у нас земли. чтобы за такие проекты расплачиваться с китайцами.

Что касается трубопровода — тут-же на ум всплывают недавние обсуждения этой темы с иранским президентом Ахмадинежадом. Вот откуда ноги и уши-то растут! В Иран ее родимую, в Иран. Однако, доставка воды из Таджикистана в Иран — это весьма дорогая забава. Это не нефть, плотность в разы ниже, а значит больше вероятности ее утечки, плюс рельеф — тянуть трубопровод с Памира в Иран — это просто авантюра. Не спорю, при грамотном сочетании денег и мозгов — это выполнимо, но окупит-ли себя цена? И потом — почему продавать, когда можно направить своим-же жителям? Хотя-бы в тот-же засушливый Шурабад направить, или в Кулябский регион. Хотя о чем я, свои жители платить за нее не будут…

Как вариант, не так давно предлагалось возить ее в бутылях — не так затратно. Но и тут махонький косяк —  бутыли с Сареза — не менее дорогая затея. Обустройство инфраструктуры (дорога, подвод электролинии), строительство самого завода по переработке пластика и производству емкостей, цех по розливу воды, цех по обеззараживанию и обработке, цех по утилизации… Можно, как вариант, использовать метод, которым пользовались в Советское время, в Шаамбары или на Анзобе и Сиёме — подъезжала цистерна. наполнялась и уезжала в город или поселок на розлив. Это и более экологично. Но при любом раскладе — придется строить дорогу, а у нас существующий Памирский тракт находится местами в такой ж… в таком жалком состоянии. Особенно та, что идет вдоль Пянджа, по границе. И потом — воду можно брать, но не факт, что объемы будут такими, что можно понизить уровень озера. Риск размытия плотины останется прежним.

Здесь важно не пороть горячку, сотрясая воздух и листки бумаги, протяжными «Ура-а-а, за Родину-у-у!», а сесть за один стол с учеными, дать им время и, главное, средства, для тщательных расчетов, не гнушаться зарубежным опытом и не подгонять всех и вся, как это у нас любят делать, приурочивая конец строительства к тем или иным важным датам.

А уже после этого, следует искать инвесторов. С природой не шутят, т.к. шуток она не понимает…

«Данная адаптация приведет к постепенному разжатию «сжатой пружины», и вот тогда мы станем достойными наследниками своих великих предков. А пока мы лишь слабые копии великих оригиналов»

А вот здесь интересный вопрос возникает – а как это связано с перечисленными историческими формациями, Самаркандом, Бухарой, СССР, Сарезом и национальной идеей? Или, некогда провозгласив о стройке века – Рогуне, автор решил выдвинуть новую «национальную идею», видя, как народ силком скидывается на акции, а деньги медленно дешевеют в банках, пожираемые инфляцией? А может, стоит объявить национальной идеей что-либо менее претендующее на рекорд, ведь флагшток мы поставили уже? Можно, к примеру, объявить национальной идеей – борьбу с коррупцией, и, как следствие, с местничеством. Хотя я понимаю, это куда сложнее, а главное никак не привлекает внешние средства в республику.

В общем, статья получилась весьма занимательной, но лично мне она напоминает этакий Солоповский панегирик, речи, которую в Древней Греции и Риме произносили при общественных похоронах  и не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. Так и здесь – судя по всему, автор хоронит одну идею – выдвигая при этом тут же новую. Король жив – Да здравствует король! Надеюсь, что Сарезом рано или поздно займутся, но ученые и инженера, профессионалы своего дела. Ведь не лезут они в дебри политологии, а прилежно выполняют свою работу, не навешивая ярлыков, не ища виноватых и не сотрясая воздух громкими фразами, с целью заслужить чье-либо высокое внимание. А это главное, ибо страна, в первую очередь, строится умами научно-технической интеллигенции и руками простого народа.

 

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: